Адрес райисполкома: Республика Беларусь, Минская область, 223411 г.Узда, ул. Советская, 22.
Режим работы: 8.30 - 17.30, обед 13.00 - 14.00
Прием обращений граждан и юридических лиц с 8.00
Телефон приемной (телефон горячей линии): (8-01718) 65-5-07
Факс приёмной райисполкома: (8-01718) 65-3-57
Для деловой переписки e-mail:
info@uzda.gov.by
(Указанный адрес не предназначен для направления электронных обращений граждан и юридических лиц.)
Единый телефонный номер справочной службы "Одно окно": 142
«Расстояние до Узды какой-то километр, а такое ощущение, что наш дом – это всеми забытый объект. А мы там живем уже не один десяток лет», – с такой жалобой на прием к члену Совета Республики Валерию Гайдукевичу пришли женщины из деревни Тычинки.
Целый ряд проблем озвучили женщины.
–Дорога, ведущая на наш переулок, похожа на тёрку. Яма на яме, а после дождя и сапоги застревают, ногу чуть вытянешь, – сказала Елена Ивановна Шавель. – Нет возможности у нас не только нормально помыться, но и белье с одеждой постирать – воду в прямом смысле этого слова ловить приходится. Ночью. А что делается с канализацией, ее постоянно забивает, можете представить, что течет из люков. Тот еще аромат стоит вокруг! Пугает и отстойник, откуда откачивают грязь – там нормальных крышек нет. До беды же недолго, а у нас дети, внуки… Да и дом наш, находящийся на балансе «Райагросервиса», давно ремонта не видел…
Эмоциональный рассказ женщин, которым не все равно за место, где они живут, впечатлял.
– Мы стараемся, поддерживаем порядок вокруг. У нас там и цветы, и огородчики, даже песочницу сами оборудовали, чтобы детям было где поиграть, – заметила Елена Ивановна. – Но ведь и мы люди, нам хочется, чтобы по-человечески и к нам относились. А то словно на отшибе каком находимся. Помогите, пожалуйста!
Увидеть самим
Любую ситуацию легче воспринимать, когда сам своими глазами видишь проблему. Было решено, не откладывая на после, выехать в деревню Тычинки по адресу – переулок Центральный, дом №1.
По главной улице в деревне – дорога с нормальным асфальтовым покрытием. Вот и ориентир, где нужно повернуть, – памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, о котором сказала женщина. Каких-то три метра в сторону -– и комфортная езда на машине сменилась маневрированием между ямами. Они, правда, не такие и критические. Однако неудобства для водителей создают те же еще. Как минимум, здесь нужно пройтись грейдером!
– Это вам повезло, что дождя нет, – заметила Елена Васильевна Махнач, которая встретила нас по подъезду к дому. – Когда были дожди, здесь не то что пройти, проехать нельзя было. Я на машине было как-то попробовала, так села так, что без посторонней помощи не обошлось: под колеса подкладывали и доски, и камни.
– Тут же у нас все еще и разворачиваются: почтовая машина, такси, хозяйственная, что доярок возит, – дополняет Елена Ивановна. – Так такие колеи бывает нарежут, что диву только даемся.
Водный дисбаланс
– А с водой у нас целая беда, и это при том, что башня в каких-то пятистах метрах от нас находится. Однако на нее мы только поглядываем, – продолжает Елена Шавель. – Чтобы нормально постирать, нужно ночью просыпаться, в три часа, когда вода из крана течет, чтобы включить стиральную машину. И то еще не факт, успеет ли все выполоскаться, ведь проблема с водой не только у нас, на главной улице тоже сбои бывают. С нашими, правда, не сравнишь.
– Мы из колодца даже воду привозим. У меня, например, в ванной комнате с десяток ведер с крышками стоит. И когда стираешь машиной, доливаешь напрямую воду. Рискованно? А что делать? – замечает Елена Васильевна.
Из разговора узнаем, что за воду жители дома платят водоканалу, а башня так и осталась на балансе сельхозпредприятия. Парадокс?
– У нас у всех счетчики установлены, платим мы исправно, вот только за что? – в голос замечают женщины. – Мы уже не раз обращались, но в ответ все разводят руками. Неужели так можно?
Чтобы убедиться, есть ли в кране вода, заходим в квартиру. Открываем кран – тоненькая ниточка течет. Тут минут сколько потребуется, чтобы кружку воды налить, не говоря уже про кастрюлю, не то что про стиральную машину. А люди живут в таких условиях.
– Ко мне уже внуки приехали, сами понимаете, что такое дети. За ними одежду только успевай мыть. А с нашей водой – это нереально, – говорит Елена Ивановна. – Старший на речку ездит, а потом домой ведро-другое привозит, чтобы ноги помыть. Понимаю, что это не выход – на речку ездить мыться, но что делать? И это хорошо, что на улице тепло. А когда идет поливка огородов, из крана – ни капли, разве что только ночью. А поливать гряды и нам надо. Вот только как?
Нужен ремонт
Не менее острая проблема – ремонт дома. А он его не видел уже несколько десятков лет.
В подъезде стены потрепанные, с трещинами, пол весь в выбоинах, штукатурка с потолка осыпается.
– Я даже ковры старые в подъезд повыносила, чтобы хоть немножко ровнее было. Тут же споткнуться на раз-два можно. На стены уже не было сил смотреть, сложились, купили краски, немножко подмарафетили, – говорит Елена Шавель. – А дом же колхозный, неужели нельзя здесь капитальный ремонт сделать? В голове не укладывается. В дом наш две доярки в прошлом году заселились, так им перед приездом хозяйство ремонт в квартирах сделало, окна заменили. А мы свои сами ставили, за свои деньги. Мы это для себя делали, правильно. Но вид дома… Тут без ремонта уже никак.
– Еще и крыша течет, – дополняет Елена Васильевна. – Это пока сухо, то более-менее. А пойдут дожди, в подъезде стены плачут. Ручейки текут и на полу в лужи собираются.
Все, что описывают женщины, представить трудно.
Канализационные войны
Больной вопрос – канализация.
– Когда ее засоряет, запах стоит и на улице, и в подъезде, в подвал зайти вообще нереально. Он уже и проветриться нормально не может, – рассказывает Елена Шавель. – Регулярно вызываем, чтобы откачивали канализацию, но реагируют только тогда, когда ручьи уже через верх идут.
– Последний случай, когда забило канализацию, связан с провалившимся в трубу голубем. А голуби, кстати, еще одна наша проблема. За домом есть дыра, так птицы у нее – и под крышу. Там и живут птицы. А что касается трубы, то она накрыта какой-то сеткой, которая никакого препятствия не представляет, – рассказывает Елена Васильевна. – Так тогда, когда голубь провалился, дважды пробивали, потому что не верили, пока не достали то, что сталось с птицей. Это же ужас!
«Впечатлил» и отстойник. Небольшая горка, на которой женщины показали две крышки: одна – заржавевший жестяной лист, вторая – из досок. Женщина приподнимает жестяную, а там – ямища.
– Не дай бог, кто ступит на нее, беды не оберешься. То же самое и со второй, – говорит Елена Ивановна. – Мы детей боимся одних пускать. Пока они на улице, и сам с ними как пастух. Говорили уже и не раз, что нельзя, чтобы так было. Да кто нас слышит?
В метрах двадцати – похожее возвышение. И там деревянная крышка, доски которой торчат в разные стороны. А глубина – более 5 метров, по словам женщин, а то и гораздо больше. Увечье обеспечено!
С кого спросить?
Как и любая хозяйка, женщины хотят и стараются, чтобы уютно было в квартирах, поддерживают порядок на прилегающей к дому территории. Достаточно посмотреть на аккуратные грядки с первой зеленью, на песочницу для детей, чтобы в этом убедиться. Что им еще нужно? Чтобы их жалобы услышали и отреагировали конкретными делами.
Вера Лукашевич
Фото Татьяны Метлицкой